Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Екатерина Дубровская "Богоявление – вершина зимы и конец рождественских праздников"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

В Библии явления Сущего через видения, откровения и пророческое слово называются греческим словом «теофания», что дословно переводится как «явление бога»*. Величайшей Теофанией стало Боговоплощение Слова Господня в лице Иисуса Христа. Богоявление – один из самых древних праздников. В Древней Греции словом «теофания» назывался дельфийский праздник, посвященный дню рождению бога Аполлона. Это был единственный день в году, когда к знаменитому дельфийскому оракулу допускались все желающие. Праздник Теофании символизировал возвращение или возрождение бога света и наступление весны. В этот день Аполлону приносились жертвы, устраивались красочные процессии с несением лавровых ветвей и богатые пиршества с обильными возлияниями. По свидетельству Геродота, в праздник Теофании в Дельфах устанавливали огромную серебряную чашу (вместимостью в 600 амфор), наполненную вином. Первые упоминания о праздновании богоявления христианами относятся ко II в. н.э. В гностических общинах Теофания праздновалась одновременно с Рождеством Христовым. Таким образом, именно гностицизм, пытаясь объединить античные культы с христианством, привнес в последнее античную традицию прославления рождения, поскольку для ранних христиан днями рождения к новой, небесной жизни были даты их смерти. Одновременное празднование Теофании и Рождества продолжалось до IV – начала V вв. н.э. В «Апостольских постановлениях» (Constitutiones apostolicae, IV-V в.) уже упоминается отдельный от Рождества праздник Теофании как праздник нисхождения Бога на землю, однако в этом источнике он связывается не только с Крещением, но и с Поклонением волхвов, Чудом в Канне Галилейской и другими эпизодами новозаветных теофаний. С конца V в. Богоявление почти повсеместно стали праздновать 6 января, а Рождество Христово – 25 декабря. Однако, в Армянской Апостольской Церкви и других древних восточных Церквях* до сих пор сохраняется раннехристианская традиция – Богоявление, Крещение и Рождество они празднуют в один день, 6 января. В Восточной и Западной Церквях эволюция смысла праздника шла разными путями.
ДОРОГОЙ ВОЛХВОВ (БОГОЯВЛЕНИЕ у КАТОЛИКОВ)

В Западной Церкви праздник Богоявления (традиционно – «Эпифания», Epiphany, Epiphanie, Epifania) все больше связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением младенцу Иисусу королей-магов (волхвов) – Каспара, Мельхиора и Валтасара (или Бальтазара), пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с традиционными для рождественских праздников угощениями, например, «рождественским поленом». В память о явлении Христа и поклонении трех волхвов в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу, как царю, приносится в жертву золото, как богу – ладан, как человеку – мирра. По католической традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым пишут на дверях церквей и домов латинские буквы С+М+B, что иногда интерпретируют как первые буквы имен волхвов (Caspar (Каспар), Melchior (Мельхиор) и Balthasar (Бальтазар), а иногда как первые буквы латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Господи, благослови этот дом». Так или иначе, считается, что эти буквы оберегают дом и его обитателей от несчастья, способствуя благополучию семьи, живущей в нем. Мел хранится весь год, как и крещенская вода у православных. Во многих странах до сих пор сохраняется традиция жечь костры – «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов». Этот обычай пришел из Византии, где в ночь под Богоявление на улицах, площадях, перекрестках и во дворах зажигали костры и факелы. Константинополь в эти ночи казался объятый пламенем.
Rambler's Top100