Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Владислав Иванов "Принятие христианства на Руси: факты, легенды, гипотезы, противоречия и загадки"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

Принято считать, что основной летописью, рассказывающей о христианстве и крещении Древней Руси, является «Повесть временных лет». О Несторе, являющимся автором «Повести» известно очень мало. Имя этого «черноризца» обозначено на так называемом Хлебниковском списке «Повести временных лет», в составе позднего сборника, находившегося в библиотеке купца Хлебникова. Этот сборник приобрёл историк Н.М. Карамзин. Другой историк — В.Н. Татищев видел имя Нестора ещё на трёх списках «Повести», но эти списки не сохранились. Текст Нестора, написанный якобы в XII веке, в первоначальном виде до нас не дошёл. Да, и достоверность даты написания вообще сомнительна, так как сохранился текст в составе Лаврентьевской летописи 1377 года. Вполне возможно, что и тот же «черноризец» Нестор жил не в XII веке, а в XIV-ом.

Для нас, в конечном итоге, не имеет значения ни дата составления, ни наличие в тексте каких-либо нереальных событий, а то, что «Повесть», кем бы даже она не была первоначально составлена, а позже подправлена, и как не была порой противоречива, содержит сведения о крещении Руси. Вопрос в другом. Можно ли доверять «Повести»?

Церковный историк Е.Е. Голубинский пишет: «Повесть эта не заключает в себе ничего истинного». Это из «Истории русской церкви». Что же, отбросим летопись? Думается, что не стоит. «Повесть» содержит много интересных фактов, подлежащих, безусловно, критическому осмыслению и необходимости интерпретировать их творчески, оригинально, преодолевая сложившиеся в кругах ряда историков догмы. Используя также альтернативные источники, такие как западная Хроника «Продолжателя Регинона» и сведения византийских хронистов попробуем понять, где находится истина.

Обратимся к одному, весьма неясному, рассказу летописи. Его иногда условно называют «Сказание о грамоте». На этом тексте основывается гипотеза о том, что христианство пришло на Русь не из Византии, и было принято не от греческой церкви. Начинает этот сюжет «Повесть» как бы издалека, с рассказа о нашествии угров с востока, о том, как шли они через Днепр и, перевалив Карпаты, покорили волохов (так летопись именует романские народы) и славян. Чтобы быть понятым, летописец вынужден заглянуть в ещё более дальние времена. «Сидели ведь тут прежде славяне, — поясняет он, — а затем славянскую землю захватили волохи.»...

Rambler's Top100